1. Привет, Гость! Присоединяйся к нашему новому проекту "Террановоды на карте"!

Террано-Клуб.Ру → Как работает муфта полного привода (Террано / Дастер). Измерения.

Тема в разделе "Ходовая, трансмиссия, рулевое управление", создана пользователем za_stupnik, 1 июл 2019.


  1. za_stupnik

    za_stupnik Старожил

    Сообщения:
    906
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АТ 4WD Elegance (черн), ПТС от июня 2017 г., (30тыс.км на 10.02.20)
    Новую тему завел, чтобы разместить тут результаты эксперименты и их обсудить. :)

    Немного о принципах управления фрикционными муфтами. Вот ссылка как у Tucsona работает.
    http://www.tucson-club.ru/forum/showthread.php?t=8438
    И у нас муфта работает похожим образом.

    Проще всего управлять муфтой просто коммутируя на нее полное напряжение 13В транзистором.
    Включение/выключение надо делать быстро, чтобы пульсации были небольшие с частотой типа 200Гц (как у Тусона). Управление током идет изменением скважности, т.е. соотношением длительности активной и пассивной фазы (ШИМ-схемы).

    Соленоид муфты представляет собой большую индуктивность, ток в которой быстро разогнаться не может, поэтому он работает как сильный интегратор, усредняя отдельные пики и провалы.
    Получается, что различная скважность преобразуется в разный уровень тока в муфту.
    Например, когда транзистор половину времени замкнут, половину разомкнут, то средний ток получается половинный. Как на этой картинке.
    Клуб Ниссан Террано | Форум Terrano-Club.Ru | Фото: slide-79.jpg
    Напряжение на входе соленоида муфты меняется скачками, а вот ток в ней меняется плавно.
    Ток создает втягивающее магнитное поле и величина тока определяет степень сжатия дисков муфты.
    Поэтому правильно измерять именно ток в соленоид муфты.

    Теперь про измерения.
    Вынул предохранителя F42 на 5А (3-ий слева в верхнем ряду) "Блок управления трансмиссией с полным приводом (4ВД)"
    Заменил его петлей провода, которую вывел на торпедо. На этой петле клещами можно измерять постоянный ток в муфту + добавка на питание самого ЭБУ муфты. Разумно предположить, что добавка мала по сравнению с током в муфту.

    Ток, потребляемый именно ЭБУ муфты когда авто стоит у меня получился примерно постоянный - 0.07А. Прибор позволяет обнулиться на этом уровне, чтобы его отсечь.
    А теперь, как сказал Ю.Гагарин: поехали.....
     
    Последнее редактирование: 1 июл 2019
    taba4ok, Vovka_S и Волчара нравится это.
  2. Terrano

    Terrano Спонсор

    Мой авто:
    Nissan Terrano 2.0 АТ 4WD
  3. za_stupnik

    za_stupnik Старожил

    Сообщения:
    906
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АТ 4WD Elegance (черн), ПТС от июня 2017 г., (30тыс.км на 10.02.20)
    Ток полного сжатия муфты около 1.2А = 100% (муфта заблокирована).
    Кстати, сверил показание клещей с тестером, измеряя ток батарейки, отличие всего 0.01А .
    Вывод - клещам можно верить.

    Испытания на сухом асфальте без пробуксовок.
    режим Lock

    Авто стоит, АКПП в P - 0А (0%)
    Авто стоит, включаем АКПП в D - 0.3 А (25%)
    Трогаемся - 1.1-1.2 А (90-100%)
    Скорость растет до 30 км/час - 1.1-1.2 А (90-100%)
    При скоростях выше 30км/час ток в муфту начинает уменьшаться.
    При 35-40 км/час - 0.6-0.4А (50-30%)
    При 40-45 км/час - 0.4-0.1А (30-10%)
    При скоростях выше 50км/час ток в муфту равен 0.
    Фактически имеем 2WD, хотя режим Lock индицируется.
    Муфта отключилась, но она остается в режиме готовности до 80 км/час, потом переходит в AUTO.

    При движении задним ходом все аналогично, на скоростях больше 20 км/час не пробовал.

    Бросаем педаль газа, когда авто на 1-ой скорости, ток в муфту - 0.3 А (25%)
    Бросаем педаль газа, когда авто на 2 или 3-ой скорости, ток в муфту - 0 А (0%)


    режим 2WD и AUTO
    Абсолютно не заметил отличий в этих режимах на сухом асфальте!

    Авто стоит, АКПП в P - 0А (0%)
    Авто стоит, включаем АКПП в D - 0А (0%)
    Трогаемся - 0.04-0.1 А (3-8%)
    Дальше при обычном разгоне - 0А (0%)
    При плавном разгоне до 1800-2000 об/мин - 0.04-0.1 А (3-8%)
    Выше 50 км/ч или выше 2000 об/мин - 0А (0%)

    Если бросить газа и снова нажать (лучше плавно ) - 0.04-0.1 А (3-8%)

    При обычном старте на низких передачах обороты быстро превышают 2000 и муфта реально подключается только на первые секунды, но если плавно давить на газ, то можно добиться, что муфта будет подключена на 0.04-0.1 А (3-8%) до 50 км/ч.


    На поворотах не заметил подключений муфты - 0А (0%)
    Если ехать в крутую горку муфта не подключается -0А (0%)

    Т.е. даже в режиме 2WD муфта при старте и нажатии на газ при небольшой скорости и небольших оборотах муфта подключается, но не более чем на 5-10%!

    Испытания с пробуксовками гравий, снег.
    режим Lock

    Изменений на скоростях до 30 км/час по сравнению с асфальтом не обнаружил

    режим 2WD

    Изменений на скоростях до 30 км/час по сравнению с асфальтом не обнаружил

    режим AUTO

    При резком старте с пробуксовкой до 0.25-0.6 А (20-50%) кратковременно.

    Получается, что в городской летней сухой жизни AUTO = 2WD.
    Это объясняет, почему разницу в расходе топлива в этих режимах не удавалось обнаружить.
    Но в AUTO, мы готовы ко всему, если, например, пошел дождь.
    Интересно будет потестить AUTO, когда мокро и снежно (потестил на стр. 10 пост #93).

    Постоянного преднатяга я не обнаружил.

    Если есть интересные идеи, что еще проверить, я готов.

    Р.S.
    В режиме AUTO макс. сжатие муфты при резком старте с пробуксовкой до 40-50%.

    14.07.2019 добавил измерения тока в муфту осцилографом (стр.3 пост #27)
    http://terrano-club.ru/threads/kak-...ano-daster-izmerenija.3291/page-3#post-197114
     
    Последнее редактирование: 26 дек 2019
    Eremita, Алексей МТ, vvn и 7 другим нравится это.
  4. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    1.961
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Из стандартных идей осталась только одна - в грязь :biggrin:
     
    Алексей МТ и Октябрь нравится это.
  5. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    1.961
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Хороший, основательный подход. Интересные данные, которые в открытом доступе ни где не найдёшь. Теперь видно явную разницу и ошибку в расчётах (точнее в измерениях) коллег из Дастер клуба.
     
    Алексей МТ и za_stupnik нравится это.
  6. za_stupnik

    za_stupnik Старожил

    Сообщения:
    906
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АТ 4WD Elegance (черн), ПТС от июня 2017 г., (30тыс.км на 10.02.20)
    Мои измерения тоже хорошо бы дополнить одновременными измерениями напряжения на муфте осциллографом.
    Остаются возможные погрешности, связанные с небольшим изменением потребления тока "мозгами", т.к. измеряю сумму. Это как раз при малых степенях сжатия муфты менее 4% (токи 0.05А и ниже). Можно спорить про точность измерений. Т.е. ток в мозги можно принять за ток в муфту. Но если муфта сжимается, то ток в измеритель точно есть.

    Да, напомню историю, что измерили по работе муфты до нас.

    В 2011 году измеряли на дизельном Дастере, с МКПП и без ЕСП (возможности отключения):
    - напряжение на соленоиде муфты стрелочным вольтметром
    - передаваемое назад тяговое усилие на катках тормозного стенда

    http://www.club-renault4x4.ru/duste.../2798-duster-osobennosti-polnogo-privoda.html
    Я бы сказал, что результаты их моим не противоречат, но не видя форму напряжения и ток, им было трудно разобраться. И жаль, что ЕСП мешала макс. момент назад измерить.

    В 2014 году измеряли на бензиновом Дастере 2.0л, МКПП:
    - напряжение на соленоиде муфты осциллографом качественно без цифр

    http://duster-clubs.ru/forum/showpost.php?p=151855&postcount=612
    Тут уже интересней, и многое согласуется с моими измерениями.
    Но опять есть существенные различия по части режимов 2ВД и АВТО.
    При очень кратковременных управляющих сигналах напряжения, ток может не успеть разогнаться и реально муфта не сжимается.

    Кстати, есть вероятность, что прошивку мозгов муфты корректировали после 2011 или 2014 г.
     
    Последнее редактирование: 5 июл 2019
    Алексей МТ нравится это.
  7. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    1.961
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Возможно я ошибаюсь, но дизельный Дастер в 109 л.с. пошёл с 2015 года. В 2012 году 90-сильный мотор чиповали до 105 л.с., а в статье речь про 2011 год 110 л.с. ... Можт у них был какой-то не простой Дастер?
     
  8. za_stupnik

    za_stupnik Старожил

    Сообщения:
    906
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АТ 4WD Elegance (черн), ПТС от июня 2017 г., (30тыс.км на 10.02.20)
    А я этого как-то и не заметил сразу.
    Посмотрел, примерно так и есть:
    2010-2015 г К9К - 90 л.с (макс. крутящий момент 200Н*м, как у нас :))
    2015- н.в К9К - 109 л.с (макс. крутящий момент 240Н*м)
    Может конечно они сами Дастера чипанули, но скорей всего просто пророчески ошиблись. :scratch one s head:
    Кстати, у самого тестирующего другая машина Toyota Hilux 3.0.
    На ее фоне, что 100-10=90л.с, что 100+10=110л.с., один хрен, исчезающе мало. :sarcastic:
     
  9. Strusto

    Strusto Старожил

    Сообщения:
    346
    Адрес:
    Мск
    Мой авто:
    Дастер 2-х литровый(135 лс) механический
    А почему разница должна быть вообще? Один мотор крутит одни и те же детали.
    Другое дело, что зимой, за счет меньших пробуксовок, расход в АВТО м.б. меньше, чем в 2ВД.
     
    Октябрь нравится это.
  10. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    1.961
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Было предположение, что в режиме АВТО существует некий постоянный преднатяг, который неизбежно должен был сказаться на расходе.
     
  11. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    1.961
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Да мы и без АВТО готовы ко всему, у нас же ESC со всеми прилагаемыми системами. :good2:
    И вот ещё одна идея по замерам. Всё те же замеры, но на слабых грунтах и без ESC.
     
    Последнее редактирование: 3 июл 2019
    taba4ok нравится это.

Поделиться этой страницей