1. Привет, Гость! Присоединяйся к нашему новому проекту "Террановоды на карте"!

Террано-Клуб.Ру → Как работает муфта полного привода (Террано / Дастер). Измерения.

Тема в разделе "Ходовая, трансмиссия, рулевое управление", создана пользователем za_stupnik, 1 июл 2019.


  1. za_stupnik

    za_stupnik Авторитет

    Сообщения:
    1.256
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АКПП 4WD Elegance (черн), ПТС июнь 2017г., (68тыс.км на 10.07.22)
    Новую тему завел, чтобы разместить тут результаты эксперименты и их обсудить. :)

    Немного о принципах управления фрикционными муфтами. Вот ссылка как у Tucsona работает.
    http://www.tucson-club.ru/forum/showthread.php?t=8438
    И у нас муфта работает похожим образом.

    Проще всего управлять муфтой просто коммутируя на нее полное напряжение 13В транзистором.
    Включение/выключение надо делать быстро, чтобы пульсации были небольшие с частотой типа 200Гц (как у Тусона). Управление током идет изменением скважности, т.е. соотношением длительности активной и пассивной фазы (ШИМ-схемы).

    Соленоид муфты представляет собой большую индуктивность, ток в которой быстро разогнаться не может, поэтому он работает как сильный интегратор, усредняя отдельные пики и провалы.
    Получается, что различная скважность преобразуется в разный уровень тока в муфту.
    Например, когда транзистор половину времени замкнут, половину разомкнут, то средний ток получается половинный. Как на этой картинке.
    Клуб Ниссан Террано | Форум Terrano-Club.Ru | Фото: slide-79.jpg
    Напряжение на входе соленоида муфты меняется скачками, а вот ток в ней меняется плавно.
    Ток создает втягивающее магнитное поле и величина тока определяет степень сжатия дисков муфты.
    Поэтому правильно измерять именно ток в соленоид муфты.

    Теперь про измерения.
    Вынул предохранителя F42 на 5А (3-ий слева в верхнем ряду) "Блок управления трансмиссией с полным приводом (4ВД)"
    Заменил его петлей провода, которую вывел на торпедо. На этой петле клещами можно измерять постоянный ток в муфту + добавка на питание самого ЭБУ муфты. Разумно предположить, что добавка мала по сравнению с током в муфту.

    Ток, потребляемый именно ЭБУ муфты когда авто стоит у меня получился примерно постоянный - 0.07А. Прибор позволяет обнулиться на этом уровне, чтобы его отсечь.
    А теперь, как сказал Ю.Гагарин: поехали.....
     
    Последнее редактирование: 1 июл 2019
    taba4ok, Vovka_S и Волчара нравится это.
  2. Terrano

    Terrano Спонсор

    Мой авто:
    Nissan Terrano 2.0 АТ 4WD
  3. za_stupnik

    za_stupnik Авторитет

    Сообщения:
    1.256
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АКПП 4WD Elegance (черн), ПТС июнь 2017г., (68тыс.км на 10.07.22)
    Ток полного сжатия муфты около 1.2А = 100% (муфта заблокирована).
    Кстати, сверил показание клещей с тестером, измеряя ток батарейки, отличие всего 0.01А .
    Вывод - клещам можно верить.

    Испытания на сухом асфальте без пробуксовок.
    режим Lock

    Авто стоит, АКПП в P - 0А (0%)
    Авто стоит, включаем АКПП в D - 0.3 А (25%)
    Трогаемся - 1.1-1.2 А (90-100%)
    Скорость растет до 30 км/час - 1.1-1.2 А (90-100%)
    При скоростях выше 30км/час ток в муфту начинает уменьшаться.
    При 35-40 км/час - 0.6-0.4А (50-30%)
    При 40-45 км/час - 0.4-0.1А (30-10%)
    При скоростях выше 50км/час ток в муфту равен 0.
    Фактически имеем 2WD, хотя режим Lock индицируется.
    Муфта отключилась, но она остается в режиме готовности до 80 км/час, потом переходит в AUTO.

    При движении задним ходом все аналогично, на скоростях больше 20 км/час не пробовал.

    Бросаем педаль газа, когда авто на 1-ой скорости, ток в муфту - 0.3 А (25%)
    Бросаем педаль газа, когда авто на 2 или 3-ой скорости, ток в муфту - 0 А (0%)


    режим 2WD и AUTO
    Абсолютно не заметил отличий в этих режимах на сухом асфальте!

    Авто стоит, АКПП в P - 0А (0%)
    Авто стоит, включаем АКПП в D - 0А (0%)
    Трогаемся - 0.04-0.1 А (3-8%)
    Дальше при обычном разгоне - 0А (0%)
    При плавном разгоне до 1800-2000 об/мин - 0.04-0.1 А (3-8%)
    Выше 50 км/ч или выше 2000 об/мин - 0А (0%)

    Если бросить газа и снова нажать (лучше плавно ) - 0.04-0.1 А (3-8%)

    При обычном старте на низких передачах обороты быстро превышают 2000 и муфта реально подключается только на первые секунды, но если плавно давить на газ, то можно добиться, что муфта будет подключена на 0.04-0.1 А (3-8%) до 50 км/ч.


    На поворотах не заметил подключений муфты - 0А (0%)
    Если ехать в крутую горку муфта не подключается -0А (0%)

    Т.е. даже в режиме 2WD муфта при старте и нажатии на газ при небольшой скорости и небольших оборотах муфта подключается, но не более чем на 5-10%!

    Испытания с пробуксовками гравий, снег.
    режим Lock

    Изменений на скоростях до 30 км/час по сравнению с асфальтом не обнаружил

    режим 2WD

    Изменений на скоростях до 30 км/час по сравнению с асфальтом не обнаружил

    режим AUTO

    При резком старте с пробуксовкой до 0.25-0.6 А (20-50%) кратковременно.

    Получается, что в городской летней сухой жизни AUTO = 2WD.
    Это объясняет, почему разницу в расходе топлива в этих режимах не удавалось обнаружить.
    Но в AUTO, мы готовы ко всему, если, например, пошел дождь.
    Интересно будет потестить AUTO, когда мокро и снежно (потестил на стр. 10 пост #93).

    Постоянного преднатяга я не обнаружил.

    Если есть интересные идеи, что еще проверить, я готов.

    14.07.2019 добавил измерения тока в муфту осцилографом (стр.3 пост #27)
    http://terrano-club.ru/threads/kak-...ano-daster-izmerenija.3291/page-3#post-197114
     
    Последнее редактирование: 31 дек 2020
    perlinganit, Eremita, Алексей МТ и 8 другим нравится это.
  4. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    3.360
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Из стандартных идей осталась только одна - в грязь :biggrin:
     
    Алексей МТ и Октябрь нравится это.
  5. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    3.360
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Хороший, основательный подход. Интересные данные, которые в открытом доступе ни где не найдёшь. Теперь видно явную разницу и ошибку в расчётах (точнее в измерениях) коллег из Дастер клуба.
     
    Алексей МТ и za_stupnik нравится это.
  6. za_stupnik

    za_stupnik Авторитет

    Сообщения:
    1.256
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АКПП 4WD Elegance (черн), ПТС июнь 2017г., (68тыс.км на 10.07.22)
    Мои измерения тоже хорошо бы дополнить одновременными измерениями напряжения на муфте осциллографом.
    Остаются возможные погрешности, связанные с небольшим изменением потребления тока "мозгами", т.к. измеряю сумму. Это как раз при малых степенях сжатия муфты менее 4% (токи 0.05А и ниже). Можно спорить про точность измерений. Т.е. ток в мозги можно принять за ток в муфту. Но если муфта сжимается, то ток в измеритель точно есть.

    Да, напомню историю, что измерили по работе муфты до нас.

    В 2011 году измеряли на дизельном Дастере, с МКПП и без ЕСП (возможности отключения):
    - напряжение на соленоиде муфты стрелочным вольтметром
    - передаваемое назад тяговое усилие на катках тормозного стенда

    http://www.club-renault4x4.ru/duste.../2798-duster-osobennosti-polnogo-privoda.html
    Я бы сказал, что результаты их моим не противоречат, но не видя форму напряжения и ток, им было трудно разобраться. И жаль, что ЕСП мешала макс. момент назад измерить.

    В 2014 году измеряли на бензиновом Дастере 2.0л, МКПП:
    - напряжение на соленоиде муфты осциллографом качественно без цифр

    http://duster-clubs.ru/forum/showpost.php?p=151855&postcount=612
    Тут уже интересней, и многое согласуется с моими измерениями.
    Но опять есть существенные различия по части режимов 2ВД и АВТО.
    При очень кратковременных управляющих сигналах напряжения, ток может не успеть разогнаться и реально муфта не сжимается.

    Кстати, есть вероятность, что прошивку мозгов муфты корректировали после 2011 или 2014 г.
     
    Последнее редактирование: 5 июл 2019
    Алексей МТ нравится это.
  7. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    3.360
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Возможно я ошибаюсь, но дизельный Дастер в 109 л.с. пошёл с 2015 года. В 2012 году 90-сильный мотор чиповали до 105 л.с., а в статье речь про 2011 год 110 л.с. ... Можт у них был какой-то не простой Дастер?
     
  8. za_stupnik

    za_stupnik Авторитет

    Сообщения:
    1.256
    Адрес:
    Новосибирск
    Имя:
    Николай
    Мой авто:
    Terrano 2.0 143лс, АКПП 4WD Elegance (черн), ПТС июнь 2017г., (68тыс.км на 10.07.22)
    А я этого как-то и не заметил сразу.
    Посмотрел, примерно так и есть:
    2010-2015 г К9К - 90 л.с (макс. крутящий момент 200Н*м, как у нас :))
    2015- н.в К9К - 109 л.с (макс. крутящий момент 240Н*м)
    Может конечно они сами Дастера чипанули, но скорей всего просто пророчески ошиблись. :scratch one s head:
    Кстати, у самого тестирующего другая машина Toyota Hilux 3.0.
    На ее фоне, что 100-10=90л.с, что 100+10=110л.с., один хрен, исчезающе мало. :sarcastic:
     
  9. Strusto

    Strusto Авторитет

    Сообщения:
    1.651
    Адрес:
    Мск
    Мой авто:
    Дастер 2-х литровый(135 лс) механический
    А почему разница должна быть вообще? Один мотор крутит одни и те же детали.
    Другое дело, что зимой, за счет меньших пробуксовок, расход в АВТО м.б. меньше, чем в 2ВД.
     
    Октябрь нравится это.
  10. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    3.360
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Было предположение, что в режиме АВТО существует некий постоянный преднатяг, который неизбежно должен был сказаться на расходе.
     
  11. Docc55rus

    Docc55rus Авторитет

    Сообщения:
    3.360
    Адрес:
    Омск
    Имя:
    Константин
    Мой авто:
    Ниссан-Террано 3 2018г.в. 4х4 F4R, DP8 Элеганс плюс, белый.
    Да мы и без АВТО готовы ко всему, у нас же ESC со всеми прилагаемыми системами. :good2:
    И вот ещё одна идея по замерам. Всё те же замеры, но на слабых грунтах и без ESC.
     
    Последнее редактирование: 3 июл 2019
    taba4ok нравится это.